Итоги второго этапа внедрения ККТ и результаты правоприменительной практики УФНС России по Алтайскому краю обсудили на прошедших публичных слушаниях
10 июля 2018 года в г. Барнауле прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики УФНС России по Алтайскому краю по теме: «Особенности применения контрольно-кассовой техники при использовании специальных налоговых режимов. Вопросы контроля и надзора за соблюдением законодательства при применении контрольно-кассовой техники», где бизнес-омбудсмен Павел Нестеров выступил модератором. Данное мероприятие проводится в рамках реализации приоритетной программы Правительства Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
В публичных обсуждениях приняли участие более ста человек, в том числе представители региональных министерств и ведомств, органов государственного контроля, представители деловых и научных кругов, малого и среднего бизнеса, общественных организаций, руководители центров технического обслуживания ККТ и СМИ.
На обсуждение было вынесено три вопроса: итоги второго этапа внедрения ККТ в Алтайском крае; правоприменительная практика при проведении контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов в Алтайском крае за 1 полугодие 2018 года и актуальные вопросы бизнеса при переходе на онлайн-кассы.
Руководитель УФНС России по Алтайскому краю Юрий Куриленко, в своем выступлении отметил, что на территории Алтайского края за два этапа реформы 20 тысяч 958 налогоплательщиков зарегистрировали 35 тысяч 582 кассовых аппарата. По сравнению с дореформенным парком, который составлял 18 922 единиц техники (данные по состоянию на 01.11.2016), увеличение составило 88%. Число налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с применением контрольно-кассовой техники, увеличилось по сравнению с 2016 годом в два с половиной раза (с 8,4 тыс. до 20,9 тыс.).
Основной всплеск регистрации аппаратов пришелся на последние дни второго этапа. Только за 29 июня, налоговые органы края поставили на учет 711 онлайн-касс. 30 июня зарегистрировали 975 аппаратов. В начале июля налоговые края регистрируют около сотни онлайн-касс ежедневно. Абсолютное большинство плательщиков – около 90% регистрируют технику через сервисы «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» и «Личный кабинет юридического лица» на сайте ФНС.
Юрий Куриленко также подчеркнул, что с 1 июля 2018 года налоговая служба имеет право активизировать действия по проведению проверок в отношении субъектов предпринимательства, у которых существует обязанность применения ККТ с 1 июля 2017 и 1 июля 2018 года. В обязательном порядке проверки будут инициированы в отношении тех лиц, на которых поступили жалобы. На сегодня от граждан по всей стране поступило уже более 18 тысяч жалоб на отсутствие онлайн-кассы. Жалобы подают с помощью мобильного приложения для покупателей «Проверка кассового чека». Приложение позволяет получать, хранить чеки, проверять их легальность, добросовестность продавца, а также сообщать в ФНС России о нарушениях. Более детально о правоприменительной практике рассказала начальник контрольного отдела УФНС России по Алтайскому краю Ольга Ефремова.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Павел Нестеров в своем выступлении сообщил, что в его адрес с просьбой обратить внимание на проблемы внедрения новой ККТ постоянно поступают письменные обращения, а также на каждой встрече с предпринимателями в муниципалитетах края десятки человек задают вопросы, связанные с введением онлайн-касс. Сельский бизнес пока еще воспринимает новые правила, как серьезную проблему. Предприниматели, начавшие процесс перехода на новую кассовую технику, отмечают, что сегодня это проблемы, скорее, не правового, а технического характера.
По словам регионального уполномоченного введение онлайн-касс позволит обеспечить учёт всех наличных продаж. Таким образом, потребитель будет защищён от всякого рода контрафакта, а у предпринимателя не возникнет споров с налоговой инспекцией, но при внедрении этого полезного во всех отношениях механизма, сегодня у бизнеса остается ряд проблемных вопросов это и неустойчивая интернет-связь и нестабильное электроснабжение (в сельской местности часто отключают электроэнергию без предупреждения); большая проблема несовместимости программных продуктов новых касс и специального программного обеспечения; проблемы по техническому обслуживанию фискальных накопителей, высокие издержки предпринимателей, в том числе связанные с ремонтом ФН; сложности с обучением персонала и квалифицированными кадрами по настройке программного обеспечения ККТ и ФН (особенно в сельской местности); высокие издержки на приобретение и обслуживание ККТ при нерентабельности малого бизнеса в населенных пунктах численностью менее 500 жителей.
При этом Павел Нестеров отметил, что уполномоченным при отлаженном взаимодействии с УФНС России по Алтайскому краю в целях обеспечения комфортных условий для перехода организаций и индивидуальных предпринимателей постоянно ведется четкая и планомерная информационно-разъяснительная работа.
Подводя итог своего выступления, бизнес-омбудсмен подчеркнул: «При внедрении инновационных устройств нам важно посредством технических решений обеспечить защиту прав покупателя и снижение затрат бизнеса, а для этого в дальнейшем необходимо продолжать совершенствование нормативно-правовой базы с учетом правоприменительной практики».
Обсуждение вопросов заявленной тематики прошло в режиме открытого диалога. Участники мероприятия получили возможность лично задать свои вопросы, разобраться в конкретных ситуациях, получить пояснения специалистов налоговой службы и представителей центров технического обслуживания ККТ.
Справка: Реформа в сфере применения контрольно-кассовой техники стартовала в России в июле 2016 года. Ее цель - перевод бизнеса на применение контрольно-кассовой техники нового образца (онлайн-кассы), обеспечивающие передачу информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.
На сегодня прошло 2 этапа реформы: в срок до 01 июля 2017 кассовые аппараты нового образца зарегистрировали налогоплательщики, у которых и ранее была обязанность применения ККТ (крупный бизнес, который в основном применяет общую систему налогообложения) и в срок до 01 июля 2018 года кассы должны были зарегистрировать налогоплательщики, которые ранее имели право не применять ККТ.
В целом в России 1 миллион 140 тысяч налогоплательщиков зарегистрировали почти 2 миллиона 400 тысяч единиц ККТ, что практически вдвое превышает дореформенный парк.
Завершится реформа 01 июля 2019 года. К этой дате кассовые аппараты должны зарегистрировать субъекты предпринимательства, которые работают в сфере предоставления услуг и осуществляют торговлю без привлечения наемных работников. Это многочисленная категория плательщиков, которая включает в себя мелкую розничную торговлю и практически всю сферу бытовых услуг. На территории Алтайского края, по предварительным оценкам, это около 30 тысяч плательщиков налога.
12 Июля 2018
Публичные обсуждения
В публичных обсуждениях приняли участие более ста человек, в том числе представители региональных министерств и ведомств, органов государственного контроля, представители деловых и научных кругов, малого и среднего бизнеса, общественных организаций, руководители центров технического обслуживания ККТ и СМИ.
На обсуждение было вынесено три вопроса: итоги второго этапа внедрения ККТ в Алтайском крае; правоприменительная практика при проведении контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов в Алтайском крае за 1 полугодие 2018 года и актуальные вопросы бизнеса при переходе на онлайн-кассы.
Руководитель УФНС России по Алтайскому краю Юрий Куриленко, в своем выступлении отметил, что на территории Алтайского края за два этапа реформы 20 тысяч 958 налогоплательщиков зарегистрировали 35 тысяч 582 кассовых аппарата. По сравнению с дореформенным парком, который составлял 18 922 единиц техники (данные по состоянию на 01.11.2016), увеличение составило 88%. Число налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с применением контрольно-кассовой техники, увеличилось по сравнению с 2016 годом в два с половиной раза (с 8,4 тыс. до 20,9 тыс.).
Основной всплеск регистрации аппаратов пришелся на последние дни второго этапа. Только за 29 июня, налоговые органы края поставили на учет 711 онлайн-касс. 30 июня зарегистрировали 975 аппаратов. В начале июля налоговые края регистрируют около сотни онлайн-касс ежедневно. Абсолютное большинство плательщиков – около 90% регистрируют технику через сервисы «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» и «Личный кабинет юридического лица» на сайте ФНС.
Юрий Куриленко также подчеркнул, что с 1 июля 2018 года налоговая служба имеет право активизировать действия по проведению проверок в отношении субъектов предпринимательства, у которых существует обязанность применения ККТ с 1 июля 2017 и 1 июля 2018 года. В обязательном порядке проверки будут инициированы в отношении тех лиц, на которых поступили жалобы. На сегодня от граждан по всей стране поступило уже более 18 тысяч жалоб на отсутствие онлайн-кассы. Жалобы подают с помощью мобильного приложения для покупателей «Проверка кассового чека». Приложение позволяет получать, хранить чеки, проверять их легальность, добросовестность продавца, а также сообщать в ФНС России о нарушениях. Более детально о правоприменительной практике рассказала начальник контрольного отдела УФНС России по Алтайскому краю Ольга Ефремова.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Павел Нестеров в своем выступлении сообщил, что в его адрес с просьбой обратить внимание на проблемы внедрения новой ККТ постоянно поступают письменные обращения, а также на каждой встрече с предпринимателями в муниципалитетах края десятки человек задают вопросы, связанные с введением онлайн-касс. Сельский бизнес пока еще воспринимает новые правила, как серьезную проблему. Предприниматели, начавшие процесс перехода на новую кассовую технику, отмечают, что сегодня это проблемы, скорее, не правового, а технического характера.
По словам регионального уполномоченного введение онлайн-касс позволит обеспечить учёт всех наличных продаж. Таким образом, потребитель будет защищён от всякого рода контрафакта, а у предпринимателя не возникнет споров с налоговой инспекцией, но при внедрении этого полезного во всех отношениях механизма, сегодня у бизнеса остается ряд проблемных вопросов это и неустойчивая интернет-связь и нестабильное электроснабжение (в сельской местности часто отключают электроэнергию без предупреждения); большая проблема несовместимости программных продуктов новых касс и специального программного обеспечения; проблемы по техническому обслуживанию фискальных накопителей, высокие издержки предпринимателей, в том числе связанные с ремонтом ФН; сложности с обучением персонала и квалифицированными кадрами по настройке программного обеспечения ККТ и ФН (особенно в сельской местности); высокие издержки на приобретение и обслуживание ККТ при нерентабельности малого бизнеса в населенных пунктах численностью менее 500 жителей.
При этом Павел Нестеров отметил, что уполномоченным при отлаженном взаимодействии с УФНС России по Алтайскому краю в целях обеспечения комфортных условий для перехода организаций и индивидуальных предпринимателей постоянно ведется четкая и планомерная информационно-разъяснительная работа.
Подводя итог своего выступления, бизнес-омбудсмен подчеркнул: «При внедрении инновационных устройств нам важно посредством технических решений обеспечить защиту прав покупателя и снижение затрат бизнеса, а для этого в дальнейшем необходимо продолжать совершенствование нормативно-правовой базы с учетом правоприменительной практики».
Обсуждение вопросов заявленной тематики прошло в режиме открытого диалога. Участники мероприятия получили возможность лично задать свои вопросы, разобраться в конкретных ситуациях, получить пояснения специалистов налоговой службы и представителей центров технического обслуживания ККТ.
Справка: Реформа в сфере применения контрольно-кассовой техники стартовала в России в июле 2016 года. Ее цель - перевод бизнеса на применение контрольно-кассовой техники нового образца (онлайн-кассы), обеспечивающие передачу информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.
На сегодня прошло 2 этапа реформы: в срок до 01 июля 2017 кассовые аппараты нового образца зарегистрировали налогоплательщики, у которых и ранее была обязанность применения ККТ (крупный бизнес, который в основном применяет общую систему налогообложения) и в срок до 01 июля 2018 года кассы должны были зарегистрировать налогоплательщики, которые ранее имели право не применять ККТ.
В целом в России 1 миллион 140 тысяч налогоплательщиков зарегистрировали почти 2 миллиона 400 тысяч единиц ККТ, что практически вдвое превышает дореформенный парк.
Завершится реформа 01 июля 2019 года. К этой дате кассовые аппараты должны зарегистрировать субъекты предпринимательства, которые работают в сфере предоставления услуг и осуществляют торговлю без привлечения наемных работников. Это многочисленная категория плательщиков, которая включает в себя мелкую розничную торговлю и практически всю сферу бытовых услуг. На территории Алтайского края, по предварительным оценкам, это около 30 тысяч плательщиков налога.