В Алтайском крае прошло совместное заседание Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса прокуратуры края и Экспертно-консультативного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей
8 июля в г. Барнауле состоялось заседание Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре Алтайского края и межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей под председательством заместителя прокурора края Александра Фомина. Впервые заседание проведено в новом формате - совместно с Экспертно-консультативным советом при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, в состав которого входят представители ведущих предпринимательских сообществ края, органов законодательной и исполнительной власти, учебных заведений.
Участниками совместного заседания заслушан отчет о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае за 1 полугодие 2015 года, обсуждены актуальные вопросы ценообразования на агропродовольственном рынке Алтая и рынке ГСМ.
В своем выступлении Уполномоченный Павел Нестеров рассказал о работе по рассмотрению обращений субъектов предпринимательской деятельности, а также проинформировал о принимаемых мерах по восстановлению нарушенных прав предпринимателей.
В первом полугодии 2015 года на рассмотрение Уполномоченного поступило 167 обращений, в т.ч. 95 письменных жалобы, 51 устное обращение, 8 предложений, 13 заявлений. Для сравнения - в 2014 г. всего поступило более 200 обращений, из них 161 жалоба. Системный анализ жалоб показывает, что наибольшее количество составляют обращения субъектов предпринимательской деятельности, связанные с земельно-имущественными отношениями – 56 %, из них 5 жалоб на действия субъектов естественных монополий – ОАО «РЖД», МРСК Сибири, ОАО «Алтайкрайэнерго». На втором месте – жалобы на действия судов, правоохранительных, контрольно-надзорных органов, ФССП – 27,7 %.
Согласно проведенного анализа поступивших обращений по результатам рассмотрения, положительно законченные дела, в т.ч. по которым заявителям оказана консультативная помощь по формам и способам защиты их прав и законных интересов составляют 54,1%, в тоже время, 23,8% заявителей в удовлетворении обращения отказано, так как решение этих вопросов не входит в компетенцию Уполномоченного.
Также Павел Нестеров обратил внимание, на то, что в 1 полугодии 2015 года к Уполномоченному поступило 8 жалоб субъектов предпринимательской деятельности, связанных с размещение нестационарных торговых объектов (НТО). При этом предприниматели обратились с жалобами после состоявшихся судебных решений. Из анализа обращений и судебных актов усматривается, что НТО были функционирующими, сроки действия договоров аренды земельных участков истекли, после чего объекты не были включены органами местного самоуправления в схему размещения, а предприниматели не оспаривали действия ОМСУ по не включению в схему размещения НТО. Кроме того, ошибочно полагали, что договоры аренды земельных участков после истечения срока были продлены на неопределенный срок, поскольку такое условие в договорах отсутствовало. Напротив, договоры содержали условия, в соответствии с которыми они могли быть возобновлены на тех же условиях на основании письменного заявления арендатора о возобновлении договора не позднее, чем за 30 календарных дней до окончания срока действия договора.
По словам Уполномоченного, вышеуказанные обстоятельства позволяют сделать вывод о недостаточной информированности субъектов предпринимательской деятельности о порядке формирования схемы размещения НТО, порядке заключения и продления договоров аренды земельных участков, уполномоченном органе, рассматривающем жалобы на нарушение антимонопольного законодательства (УФАС по АК). В данном случае – о нарушении ОМСУ ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие ОМСУ).
В связи с этим, членами ЭКС было принято решение о необходимости проведения информационной работы с субъектами предпринимательской деятельности о порядке формирования схем размещения НТО на территории муниципальных образований Алтайского края и заключения, продления договоров аренды земельных участков.
Начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры края Марина Панчук проинформировала о результатах проверки исполнения законодательства при предоставлении хозяйствующим субъектам государственных и муниципальных услуг. Наибольшее количество нарушений прав хозяйствующих субъектов в этой сфере допускается при принятии органами власти и местного самоуправления административных регламентов предоставления соответствующих публичных услуг.
Прокурорское вмешательство потребовалось для приведения в соответствие с законом административных регламентов, регулирующих предоставление муниципальных услуг более чем в 30 районах края. Ими на хозяйствующих субъектов необоснованно возлагались обязанность по предоставлению излишних документов, прохождению дополнительных процедур согласований. Прокурорами выявлены многочисленные нарушения сроков предоставления таких муниципальных услуг, как выдача разрешений на строительство, предоставление земельных участков и утверждение схем их расположения.
Кроме того, до сведения участников совместного совещания доведены предстоящие изменения в законодательстве, направленные на реализацию поручения Президента Российской Федерации о снижении контрольной нагрузки на малый бизнес, а также изложены принципы функционирования с 01.07.2015 г. Единого реестра проверок, проводимых органами контроля (надзора) в отношении субъектов предпринимательства.
Участники совещания отметили, что законность проведения органами контроля всех уровней плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательства, снижение их количества остается одним из актуальных вопросов, влияющих на благоприятное развитие малого и среднего бизнеса. По итогам совещания выработан ряд дополнительных мероприятий по улучшению ситуации в сфере соблюдения прав предпринимателей.
10 Июля 2015
Участниками совместного заседания заслушан отчет о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае за 1 полугодие 2015 года, обсуждены актуальные вопросы ценообразования на агропродовольственном рынке Алтая и рынке ГСМ.
В своем выступлении Уполномоченный Павел Нестеров рассказал о работе по рассмотрению обращений субъектов предпринимательской деятельности, а также проинформировал о принимаемых мерах по восстановлению нарушенных прав предпринимателей.
В первом полугодии 2015 года на рассмотрение Уполномоченного поступило 167 обращений, в т.ч. 95 письменных жалобы, 51 устное обращение, 8 предложений, 13 заявлений. Для сравнения - в 2014 г. всего поступило более 200 обращений, из них 161 жалоба. Системный анализ жалоб показывает, что наибольшее количество составляют обращения субъектов предпринимательской деятельности, связанные с земельно-имущественными отношениями – 56 %, из них 5 жалоб на действия субъектов естественных монополий – ОАО «РЖД», МРСК Сибири, ОАО «Алтайкрайэнерго». На втором месте – жалобы на действия судов, правоохранительных, контрольно-надзорных органов, ФССП – 27,7 %.
Согласно проведенного анализа поступивших обращений по результатам рассмотрения, положительно законченные дела, в т.ч. по которым заявителям оказана консультативная помощь по формам и способам защиты их прав и законных интересов составляют 54,1%, в тоже время, 23,8% заявителей в удовлетворении обращения отказано, так как решение этих вопросов не входит в компетенцию Уполномоченного.
Также Павел Нестеров обратил внимание, на то, что в 1 полугодии 2015 года к Уполномоченному поступило 8 жалоб субъектов предпринимательской деятельности, связанных с размещение нестационарных торговых объектов (НТО). При этом предприниматели обратились с жалобами после состоявшихся судебных решений. Из анализа обращений и судебных актов усматривается, что НТО были функционирующими, сроки действия договоров аренды земельных участков истекли, после чего объекты не были включены органами местного самоуправления в схему размещения, а предприниматели не оспаривали действия ОМСУ по не включению в схему размещения НТО. Кроме того, ошибочно полагали, что договоры аренды земельных участков после истечения срока были продлены на неопределенный срок, поскольку такое условие в договорах отсутствовало. Напротив, договоры содержали условия, в соответствии с которыми они могли быть возобновлены на тех же условиях на основании письменного заявления арендатора о возобновлении договора не позднее, чем за 30 календарных дней до окончания срока действия договора.
По словам Уполномоченного, вышеуказанные обстоятельства позволяют сделать вывод о недостаточной информированности субъектов предпринимательской деятельности о порядке формирования схемы размещения НТО, порядке заключения и продления договоров аренды земельных участков, уполномоченном органе, рассматривающем жалобы на нарушение антимонопольного законодательства (УФАС по АК). В данном случае – о нарушении ОМСУ ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие ОМСУ).
В связи с этим, членами ЭКС было принято решение о необходимости проведения информационной работы с субъектами предпринимательской деятельности о порядке формирования схем размещения НТО на территории муниципальных образований Алтайского края и заключения, продления договоров аренды земельных участков.
Начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры края Марина Панчук проинформировала о результатах проверки исполнения законодательства при предоставлении хозяйствующим субъектам государственных и муниципальных услуг. Наибольшее количество нарушений прав хозяйствующих субъектов в этой сфере допускается при принятии органами власти и местного самоуправления административных регламентов предоставления соответствующих публичных услуг.
Прокурорское вмешательство потребовалось для приведения в соответствие с законом административных регламентов, регулирующих предоставление муниципальных услуг более чем в 30 районах края. Ими на хозяйствующих субъектов необоснованно возлагались обязанность по предоставлению излишних документов, прохождению дополнительных процедур согласований. Прокурорами выявлены многочисленные нарушения сроков предоставления таких муниципальных услуг, как выдача разрешений на строительство, предоставление земельных участков и утверждение схем их расположения.
Кроме того, до сведения участников совместного совещания доведены предстоящие изменения в законодательстве, направленные на реализацию поручения Президента Российской Федерации о снижении контрольной нагрузки на малый бизнес, а также изложены принципы функционирования с 01.07.2015 г. Единого реестра проверок, проводимых органами контроля (надзора) в отношении субъектов предпринимательства.
Участники совещания отметили, что законность проведения органами контроля всех уровней плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательства, снижение их количества остается одним из актуальных вопросов, влияющих на благоприятное развитие малого и среднего бизнеса. По итогам совещания выработан ряд дополнительных мероприятий по улучшению ситуации в сфере соблюдения прав предпринимателей.