свернуть
Настроить размер шрифта
Обычный
Увеличенный
Большой
Огромный

Настройка фона сайта
Светлый фон
Черный фон

На ПМЭФ предложили новую финансовую модель развития малых городов

Институт экономики роста имени П.А. Столыпина и Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) нашли способ ускорить рост малых городов России с помощью частного капитала. Для его привлечения эксперты предлагают ввести новый финансовый инструмент – социальный инфраструктурный контракт (CОИК), а также расширить возможности муниципальных облигаций и создать инфраструктурные фонды. Инициативы были озвучены на ПМЭФ в рамках сессии по развитию малых городов. В ней приняли участие генеральный директор РУСАЛ Евгений Никитин, губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский, губернатор Камчатского края Владимир Солодов и др.

Предложенный аналитиками Института Столыпина и ИКСИ социальный инфраструктурный контракт – принципиально новый механизм развития малых городов. Он подразумевает партнерство частных инвесторов и властей в целях строительства социальных инфраструктурных объектов. В рамках СОИК инвестор самостоятельно за свой счет строит такой объект, вводит его в эксплуатацию и передает его в собственность или управление власти. Второй участник контракта – муниципалитет или субъект РФ – компенсирует первому понесенные затраты.

«По завершении контракта муниципальные образования получают готовые социальные объекты, инвесторы – компенсацию понесенных затрат. Ее обеспечат за счет налоговых льгот (они будут действовать с момента заключения СОИК и до пяти лет), а также за счет бюджетных отчислений или имущества. При этом основная цель стратегического партнера при реализации соцпроектов – не получение прибыли, а улучшение качества городской среды и условий жизни людей на территориях присутствия компании», – говорит один из авторов инициативы, исполнительный директор Института Столыпина Антон Свириденко.

В рамках проработки новой финансовой модели эксперты выявили общий для каждого населенного пункта набор проблем. Это износ или отсутствие транспортной и/или жилищно-коммунальной инфраструктуры, нехватка больниц, школ, гостиниц, физкультурно-спортивных центров, объектов для бизнеса - и, главное, дефицит бюджета на поддержание и развитие города. При этом российские компании подтверждают, что готовы принимать активное участие в улучшении качества городской среды в регионах своего присутствия. СОИК позволит объединить интересы всех сторон, заинтересованных в развитии той или иной территории.

Работать по СОИК смогут инвесторы из любых регионов по нескольким контрактам одновременно. Муниципалитет получает право по согласованию с партнером вносить изменения в проект, чтобы его улучшить, без увеличения компенсации затрат. Инвестору гарантируется защита от рисков, связанных с изменениями в законодательстве, - для этого в контракт будет включена так называемая «стабилизационная оговорка».
Внедрение СОИК соответствует задачам по комплексному социально-экономическому развитию 200 малых и крупных городов, сформулированным в весеннем Послании Президента Федеральному Собранию. Как отметил Антон Свириденко, реализация нового механизма потребует подготовки нормативной базы. В частности, предстоит разработать Федеральный закон «О социальных инфраструктурных контрактах» и внести изменения о возможности заключения СОИК в Налоговый кодекс и другие нормативные акты.
В свою очередь, регионам нужно будет составить перечень малых городов с необходимыми соцобъектами, а также проработать мастер-планы их комплексного социального развития.

Развитию малых городов также будут способствовать расширение возможностей муниципальных облигаций и создание инфраструктурных фондов. Последние, по оценке авторов инициативы, станут не только источником финансирования, но и центром компетенции, который может настроить эффективное управление проектами.
Конкретные предложения по согласованию и применению новых механизмов финансового партнерства будут направлены на рассмотрение Правительству и субъектам РФ.

Справка:

Институт экономики роста имени П.А. Столыпина – российский исследовательский центр, с 2016 года занимающийся изучением проблем развития экономики страны, взаимоотношений бизнеса, государства и общества. Цель – консолидировать усилия государства и бизнеса, научных кругов и общества с целью выработки оптимальных решений по активизации экономического роста и повышения уровня, качества жизни населения России. В сфере интересов Института - тема развития малых и средних городов Сибири и СЗФО. Одно из недавних исследований исследовательского центра, впервые проведенных в России, посвящено анализу миграции молодежи из центра на периферию.
10 Июня


656068, г. Барнаул, а/я 3994

Адрес электронной почты: upred-ak@mail.ru