При содействии уполномоченных по защите прав предпринимателей предпринимателям возвращено 33 млрд. рублей задолженности по госконтрактам
Аппарат Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова принял за 9 месяцев 2023 года 784 жалобы по административной тематике – на 38% меньше, чем за тот же период прошлого года.
Традиционно много жалоб (14% от общего числа) на нарушения при государственных и муниципальных закупках, на задержку с оплатой поставленных государству товаров.
В целом усилиями органов прокуратуры, в том числе при содействии института уполномоченных, предпринимателям возвращено больше 247 млрд. рублей задолженности. Отдельно взятыми усилиями уполномоченных – более 33 млрд.
«В жалобах по этой тематике есть и другой пласт, – отмечает Борис Титов. – Заявители обращают внимание на недобросовестные действия заказчиков, которые в одностороннем порядке расторгают договор, сами при этом делая все, чтобы его нельзя было исполнить. В этих случаях, конечно, надо проверять доводы обеих сторон, поскольку речь идет о спорах гражданско-правового характера, однако тенденция сама по себе не очень хорошая. Мы также обращали внимание Генеральной прокуратуры на эту проблему».
17% жалоб связаны с несовершенством законодательства и предложениями его изменить. «В этом году выделяются вопросы регистрации рекламных объявлений, – поясняет руководитель экспертно-правовой службы Уполномоченного Наталья Рябова. – В начале года преобладали жалобы от ювелиров на новый налоговый режим, предложения внести изменения в закон о контрольно-надзорной деятельности, предложения по изменений налоговых режимов».
В этом году к уполномоченному поступает много жалоб, связанных с земельными и имущественными отношениями (13 %). В частности, они касаются обоснованности кадастровой оценки в целях налогообложения, процессов возврата бизнеса в государственную собственность, вопросов аренды государственного имущества.
7 % жалоб связаны с налоговыми проверками или действиями налоговых органов. «В прошлом году за тот же период их было 12%, – сообщила Наталья Рябова. – Налицо явное снижение, надеемся и на меньший объем доначислений. Стали реже поступать жалобы на действия налоговых органов в рамках регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей, но они все же есть».
В 6 % случаев заявители жалуются на решения/действия судов и просят защитить их.
22 % обращений к федеральному уполномоченному связаны с самыми разными видами действия/бездействия органов власти или естественных монополий (таможенные, правоохранительные органы, прокуратуры, региональные и местные администрации, госпредприятия). Это могут быть самые разные вопросы – и корректировка таможенной стоимости, и согласование разрешений на строительство, и обоснованность проверок со стороны прокуратуры, и нарушения законов о конкуренции крупными госкомпаниями, и тарифы естественных монополий.
«Остальные жалобы касаются разных вопросов, в том числе есть и жалобы компаний на деловых партнеров, жалобы на действия банков – на такие жалобы не можем в полной мере реагировать, но стараемся помочь или направить заявителя по правильному маршруту для решения его проблемы», – заключила Рябова.
5 Октября 2023
Традиционно много жалоб (14% от общего числа) на нарушения при государственных и муниципальных закупках, на задержку с оплатой поставленных государству товаров.
В целом усилиями органов прокуратуры, в том числе при содействии института уполномоченных, предпринимателям возвращено больше 247 млрд. рублей задолженности. Отдельно взятыми усилиями уполномоченных – более 33 млрд.
«В жалобах по этой тематике есть и другой пласт, – отмечает Борис Титов. – Заявители обращают внимание на недобросовестные действия заказчиков, которые в одностороннем порядке расторгают договор, сами при этом делая все, чтобы его нельзя было исполнить. В этих случаях, конечно, надо проверять доводы обеих сторон, поскольку речь идет о спорах гражданско-правового характера, однако тенденция сама по себе не очень хорошая. Мы также обращали внимание Генеральной прокуратуры на эту проблему».
17% жалоб связаны с несовершенством законодательства и предложениями его изменить. «В этом году выделяются вопросы регистрации рекламных объявлений, – поясняет руководитель экспертно-правовой службы Уполномоченного Наталья Рябова. – В начале года преобладали жалобы от ювелиров на новый налоговый режим, предложения внести изменения в закон о контрольно-надзорной деятельности, предложения по изменений налоговых режимов».
В этом году к уполномоченному поступает много жалоб, связанных с земельными и имущественными отношениями (13 %). В частности, они касаются обоснованности кадастровой оценки в целях налогообложения, процессов возврата бизнеса в государственную собственность, вопросов аренды государственного имущества.
7 % жалоб связаны с налоговыми проверками или действиями налоговых органов. «В прошлом году за тот же период их было 12%, – сообщила Наталья Рябова. – Налицо явное снижение, надеемся и на меньший объем доначислений. Стали реже поступать жалобы на действия налоговых органов в рамках регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей, но они все же есть».
В 6 % случаев заявители жалуются на решения/действия судов и просят защитить их.
22 % обращений к федеральному уполномоченному связаны с самыми разными видами действия/бездействия органов власти или естественных монополий (таможенные, правоохранительные органы, прокуратуры, региональные и местные администрации, госпредприятия). Это могут быть самые разные вопросы – и корректировка таможенной стоимости, и согласование разрешений на строительство, и обоснованность проверок со стороны прокуратуры, и нарушения законов о конкуренции крупными госкомпаниями, и тарифы естественных монополий.
«Остальные жалобы касаются разных вопросов, в том числе есть и жалобы компаний на деловых партнеров, жалобы на действия банков – на такие жалобы не можем в полной мере реагировать, но стараемся помочь или направить заявителя по правильному маршруту для решения его проблемы», – заключила Рябова.