Борис Титов: Проект нового КоАП значительно ухудшает условия для малого бизнеса
Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов направил Председателю Правительства Михаилу Мишустину отзыв на проект нового КоАП РФ, а также текст Процессуального КоАП РФ, разработанные Министерством юстиции.
Соответствующие законопроекты планируется внести в Правительство в мае 2020 года, в Государственную думу – в июне 2020 года и ввести их в действие с 1 января 2021 года. Между тем мнение бизнес-объединений при подготовке законопроектов не учитывалось, не предполагается его участие и в их доработке, говорится в письме Титова.
Уполномоченный констатирует, что в новом КоАП без какого-либо экономического обоснования планируется в разы увеличить размеры штрафов. В первую очередь это относится к индивидуальным предпринимателям. В частности, штраф для них за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, по замыслу Минюста, должен вырасти в 20 раз, а в случае, когда речь идет об обучении и отдыхе детей – в 70 раз. Грубое нарушение требований промышленной безопасности – в 20 раз. Нарушения на таможне – в 15 раз. В перечне 27 позиций, по которым штрафы для ИП, юридических и должностных лиц увеличиваются в несколько раз.
Одновременно с этим большая часть административных наказаний за неправомерные действия должностных лиц государственных органов остались неизменными, либо были смягчены. В числе прочего в проекте КоАП исключено наказание за невнесение информации в Единый реестр проверок, администрируемый прокуратурой.
Кроме того, по сравнению с прежней редакцией КоАП:
– увеличен срок давности привлечения к административной ответственности по общему правилу с двух месяцев до одного года;
– увеличен предельный срок проведения административного расследования с 1 до 2 месяцев, который может быть продлен на срок до шести месяцев;
– исключен максимальный срок, на который может быть продлен судом, рассматривающим дело, двухмесячный срок для рассмотрения дела об административном правонарушении, что на практике может повлечь затягивание судебного процесса и дополнительные издержки для бизнеса по участию в процессе;
– по отдельным составам административных правонарушений исключено предупреждение, как вид административного наказания (к примеру, из ч. 2 и ч. 3 ст. 10.1, ч. 3 ст. 23.1 проекта нового КОАП РФ).
В проект нового КоАП РФ не вошло положение о том, что административный запрет деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (ст. 3.12 действующего КоАП РФ).
В проекте Процессуального КоАП РФ (ст. 4.2) значительно увеличено количество мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – с 13 до 22. Впервые введены такие меры обеспечения как обязательство о явке, административное приостановление деятельности либо отдельных видов деятельности, приостановление операций по счетам в банке и др. Применение таких мер может причинить ущерб для бизнеса.
Вводится понятие «грубого административного правонарушения» (ст.2.2), но не дается его определения и четких критериев, которые бы позволяли однозначно отделить «грубые» и «негрубые» административные правонарушения.
Предлагается, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено и до получения результатов проведения контрольно-надзорного мероприятия, если были обнаружены достаточные данные о наличии нарушений обязательных требований, которые влекут «высокий», «чрезвычайно высокий» риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (Процессуальный КоАП РФ (ч. 4 ст. 5.1). Но не определены критерии, по которым можно установить категорию риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Борис Титов считает, что применение указанных положений проекта Процессуального КоАП РФ может стать непредсказуемым и высоко рискованным для участников производства по делу об административном правонарушении, в том числе из-за «возможности произвольного и субъективного толкования должностными лицами». Законопроект нуждается в серьезной проработке и обсуждении с участием представителей бизнеса и ведущих предпринимательских объединений. В противном случае, «принятие его в текущей редакции несет реальную угрозу инвестиционному климату, развитию малого и среднего бизнеса в России», – говорится в письме.
Бизнес-омбудсмен в Алтайском крае Павел Нестеров: «Считаю, что доводы, приведенные в отзыве Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова объективны и Правительство РФ должно учитывать его позицию, которая отражает мнение предпринимательского сообщества. Ужесточение административного наказания не всегда оправдано и приведет к оттоку предпринимателей в теневой сектор».
18 Марта 2020
Соответствующие законопроекты планируется внести в Правительство в мае 2020 года, в Государственную думу – в июне 2020 года и ввести их в действие с 1 января 2021 года. Между тем мнение бизнес-объединений при подготовке законопроектов не учитывалось, не предполагается его участие и в их доработке, говорится в письме Титова.
Уполномоченный констатирует, что в новом КоАП без какого-либо экономического обоснования планируется в разы увеличить размеры штрафов. В первую очередь это относится к индивидуальным предпринимателям. В частности, штраф для них за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, по замыслу Минюста, должен вырасти в 20 раз, а в случае, когда речь идет об обучении и отдыхе детей – в 70 раз. Грубое нарушение требований промышленной безопасности – в 20 раз. Нарушения на таможне – в 15 раз. В перечне 27 позиций, по которым штрафы для ИП, юридических и должностных лиц увеличиваются в несколько раз.
Одновременно с этим большая часть административных наказаний за неправомерные действия должностных лиц государственных органов остались неизменными, либо были смягчены. В числе прочего в проекте КоАП исключено наказание за невнесение информации в Единый реестр проверок, администрируемый прокуратурой.
Кроме того, по сравнению с прежней редакцией КоАП:
– увеличен срок давности привлечения к административной ответственности по общему правилу с двух месяцев до одного года;
– увеличен предельный срок проведения административного расследования с 1 до 2 месяцев, который может быть продлен на срок до шести месяцев;
– исключен максимальный срок, на который может быть продлен судом, рассматривающим дело, двухмесячный срок для рассмотрения дела об административном правонарушении, что на практике может повлечь затягивание судебного процесса и дополнительные издержки для бизнеса по участию в процессе;
– по отдельным составам административных правонарушений исключено предупреждение, как вид административного наказания (к примеру, из ч. 2 и ч. 3 ст. 10.1, ч. 3 ст. 23.1 проекта нового КОАП РФ).
В проект нового КоАП РФ не вошло положение о том, что административный запрет деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (ст. 3.12 действующего КоАП РФ).
В проекте Процессуального КоАП РФ (ст. 4.2) значительно увеличено количество мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – с 13 до 22. Впервые введены такие меры обеспечения как обязательство о явке, административное приостановление деятельности либо отдельных видов деятельности, приостановление операций по счетам в банке и др. Применение таких мер может причинить ущерб для бизнеса.
Вводится понятие «грубого административного правонарушения» (ст.2.2), но не дается его определения и четких критериев, которые бы позволяли однозначно отделить «грубые» и «негрубые» административные правонарушения.
Предлагается, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено и до получения результатов проведения контрольно-надзорного мероприятия, если были обнаружены достаточные данные о наличии нарушений обязательных требований, которые влекут «высокий», «чрезвычайно высокий» риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (Процессуальный КоАП РФ (ч. 4 ст. 5.1). Но не определены критерии, по которым можно установить категорию риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Борис Титов считает, что применение указанных положений проекта Процессуального КоАП РФ может стать непредсказуемым и высоко рискованным для участников производства по делу об административном правонарушении, в том числе из-за «возможности произвольного и субъективного толкования должностными лицами». Законопроект нуждается в серьезной проработке и обсуждении с участием представителей бизнеса и ведущих предпринимательских объединений. В противном случае, «принятие его в текущей редакции несет реальную угрозу инвестиционному климату, развитию малого и среднего бизнеса в России», – говорится в письме.
Бизнес-омбудсмен в Алтайском крае Павел Нестеров: «Считаю, что доводы, приведенные в отзыве Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова объективны и Правительство РФ должно учитывать его позицию, которая отражает мнение предпринимательского сообщества. Ужесточение административного наказания не всегда оправдано и приведет к оттоку предпринимателей в теневой сектор».