Стартует совместный проект Генпрокуратуры и бизнес-омбудсмена по контролю за воплощением нового закона о госконтроле
Генеральная прокуратура поддержала инициативу Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова по организации совместного мониторинга реализации федерального закона № 248-ФЗ о государственном и муниципальном контроле (надзоре), который вступил в силу 1 июля. Об этом говорится в ответе, поступившем в офис бизнес-омбудсмена за подписью заместителя генпрокурора Юрия Пономарева.
«Аппарат федерального бизнес-омбудсмена будет обеспечивать информирование прокуроров о нарушениях прав предпринимателей, в том числе о фактах подмены мероприятий по контролю внепроцессуальными проверками и административными расследованиями, – говорится в письме. – В свою очередь, прокурорам поставлена задача максимально использовать потенциал региональных бизнес-омбудсменов, межведомственных рабочих групп и оперативно пресекать случаи необоснованного вмешательства контролирующих органов в деятельность хозяйствующих субъектов».
В аппарате Уполномоченного уже прошли консультации с одиннадцатью контрольно-надзорными ведомствами: МЧС, Роспотребнадзором, Рострудом, Ростехнадзором, Росприроднадзором, Россельхознадзором, Рособрнадзором, Россздравнадзором, Ростуризмом, Минтрансом и Росреестром.
«Разработка подзаконных актов только ведется, и ведомства очень нуждаются в притоке свежих идей, – отмечает координатор программы, общественный омбудсмен по защите интересов предпринимателей на спецрежимах Марина Блудян. – К участию института уполномоченных они проявляют живой интерес».
В частности, в ближайшие месяцы все контрольные органы должны разработать так называемые индикаторы риска. «Индикатор – это своеобразная лампочка, включение которой служит поводом для инспектора инициировать проверку, – пояснила Блудян. – Если предприниматель знает о такой «лампочке», не допускает ее «включения», то он избавлен от проверки – по закону. Это важно для контроля ее обоснованности со стороны уполномоченного. От нас сейчас ждут предложений по отраслям в отношении индикаторов, в ближайшее время соберем их и представим. А для самих предпринимателей затем переведем их формулировки в понятный вид».
До 1 марта 2022 года контрольно-надзорные органы должны утвердить показатели эффективности собственной работы. В аппарате уполномоченного настаивают, что в их число должно войти отсутствие нанесения необоснованного ущерба бизнесу. А тем временем планируют оказывать предпринимателям широкую консультационную помощь по досудебному обжалованию результатов проверок (в соответствии с новым порядком этот механизм получил гораздо более широкое распространение). Минэкономразвития России уже составил на этот счет методические рекомендации.
Но еще до окончания разработки подзаконных актов практика контрольно-надзорной деятельности должна существенно измениться. Этому способствует новая система ее информационного обеспечения.
Во-первых, формируется Федеральная государственная информационная система «Реестр обязательных требований». «Раньше проверяемым, чтобы понять, чего от них могут потребовать, надо было копаться в тоннах документов, выискивать и сравнивать, – говорит Марина Блудян. – Сейчас все это будет собрано в одном месте. Не исключено, что при внимательном рассмотрении можно будет найти требования, которые «проскочили» регуляторную гильотину: явно абсурдные, избыточные, противоречащие закону об обязательных требованиях. В этом случае рекомендуем бизнесменам через институт уполномоченных обращаться в подкомиссию правительства по оценке фактического воздействия нормативных правовых актов».
Во-вторых, формируется реестр контрольных мероприятий. «Главная новизна – в том, что теперь инспекторы должны почти все мероприятия согласовывать с прокуратурой и получать QR-код на каждое мероприятие, – продолжает Блудян. – Таким образом, у бизнесменов теперь появляется зримый маркер того, что визит проверяющих организован в соответствии с законом. Если инспектор не предъявляет QR-код, подтверждающий занесение в реестр, смело можно даже не открывать дверь».
В-третьих, в каждом виде контроля будут конкретизированы профилактические мероприятия. И профилактические визиты тоже должны будут учитываться в реестре на общих основаниях. «То есть немотивированный визит проверяющего – «посмотреть что и как тут у вас» – уже не пройдет», – резюмирует Марина Блудян.
«Похоже, что именно структурам наших уполномоченных в регионах предстоит стать теми точками, в которых будет сосредотачиваться информация о проблемах применения нового закона о госконтроле, – отметил Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. – В него заложено много реально полезных для бизнеса новшеств. Но все будет зависеть именно от практики.
Поэтому своей задачей мы видим: а) создание механизма оперативного обмена информацией между бизнесом и контролирующими ведомствами, б) разъяснение новых правил максимально широкому кругу предпринимателей, в) контроль за реализацией закона. Поскольку прокуратура намерена активно отслеживать ситуацию, есть хорошие шансы довести правильные нормы до воплощения в жизнь. Мы полностью открыты для обращений и призываем предпринимателей включаться в работу – это в наших общих интересах».
Необходимо отметить, что в целях оперативного решения проблемных вопросов и консультирования субъектов предпринимательской деятельности Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае открыл «Горячую линию» по вопросам реализации новых требований законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Консультации осуществляются юристами Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, отраслевыми экспертами бизнес-омбудсмена в рамках Pro bono, а также представителями органов государственного контроля (надзора). Консультации можно получить по телефону: 8(3852)55-65-10 (по будням с 9:00 до 17.30, перерыв на обед с 13.00 до 14.00).
По материалам: официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
6 Августа 2021
«Аппарат федерального бизнес-омбудсмена будет обеспечивать информирование прокуроров о нарушениях прав предпринимателей, в том числе о фактах подмены мероприятий по контролю внепроцессуальными проверками и административными расследованиями, – говорится в письме. – В свою очередь, прокурорам поставлена задача максимально использовать потенциал региональных бизнес-омбудсменов, межведомственных рабочих групп и оперативно пресекать случаи необоснованного вмешательства контролирующих органов в деятельность хозяйствующих субъектов».
В аппарате Уполномоченного уже прошли консультации с одиннадцатью контрольно-надзорными ведомствами: МЧС, Роспотребнадзором, Рострудом, Ростехнадзором, Росприроднадзором, Россельхознадзором, Рособрнадзором, Россздравнадзором, Ростуризмом, Минтрансом и Росреестром.
«Разработка подзаконных актов только ведется, и ведомства очень нуждаются в притоке свежих идей, – отмечает координатор программы, общественный омбудсмен по защите интересов предпринимателей на спецрежимах Марина Блудян. – К участию института уполномоченных они проявляют живой интерес».
В частности, в ближайшие месяцы все контрольные органы должны разработать так называемые индикаторы риска. «Индикатор – это своеобразная лампочка, включение которой служит поводом для инспектора инициировать проверку, – пояснила Блудян. – Если предприниматель знает о такой «лампочке», не допускает ее «включения», то он избавлен от проверки – по закону. Это важно для контроля ее обоснованности со стороны уполномоченного. От нас сейчас ждут предложений по отраслям в отношении индикаторов, в ближайшее время соберем их и представим. А для самих предпринимателей затем переведем их формулировки в понятный вид».
До 1 марта 2022 года контрольно-надзорные органы должны утвердить показатели эффективности собственной работы. В аппарате уполномоченного настаивают, что в их число должно войти отсутствие нанесения необоснованного ущерба бизнесу. А тем временем планируют оказывать предпринимателям широкую консультационную помощь по досудебному обжалованию результатов проверок (в соответствии с новым порядком этот механизм получил гораздо более широкое распространение). Минэкономразвития России уже составил на этот счет методические рекомендации.
Но еще до окончания разработки подзаконных актов практика контрольно-надзорной деятельности должна существенно измениться. Этому способствует новая система ее информационного обеспечения.
Во-первых, формируется Федеральная государственная информационная система «Реестр обязательных требований». «Раньше проверяемым, чтобы понять, чего от них могут потребовать, надо было копаться в тоннах документов, выискивать и сравнивать, – говорит Марина Блудян. – Сейчас все это будет собрано в одном месте. Не исключено, что при внимательном рассмотрении можно будет найти требования, которые «проскочили» регуляторную гильотину: явно абсурдные, избыточные, противоречащие закону об обязательных требованиях. В этом случае рекомендуем бизнесменам через институт уполномоченных обращаться в подкомиссию правительства по оценке фактического воздействия нормативных правовых актов».
Во-вторых, формируется реестр контрольных мероприятий. «Главная новизна – в том, что теперь инспекторы должны почти все мероприятия согласовывать с прокуратурой и получать QR-код на каждое мероприятие, – продолжает Блудян. – Таким образом, у бизнесменов теперь появляется зримый маркер того, что визит проверяющих организован в соответствии с законом. Если инспектор не предъявляет QR-код, подтверждающий занесение в реестр, смело можно даже не открывать дверь».
В-третьих, в каждом виде контроля будут конкретизированы профилактические мероприятия. И профилактические визиты тоже должны будут учитываться в реестре на общих основаниях. «То есть немотивированный визит проверяющего – «посмотреть что и как тут у вас» – уже не пройдет», – резюмирует Марина Блудян.
«Похоже, что именно структурам наших уполномоченных в регионах предстоит стать теми точками, в которых будет сосредотачиваться информация о проблемах применения нового закона о госконтроле, – отметил Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. – В него заложено много реально полезных для бизнеса новшеств. Но все будет зависеть именно от практики.
Поэтому своей задачей мы видим: а) создание механизма оперативного обмена информацией между бизнесом и контролирующими ведомствами, б) разъяснение новых правил максимально широкому кругу предпринимателей, в) контроль за реализацией закона. Поскольку прокуратура намерена активно отслеживать ситуацию, есть хорошие шансы довести правильные нормы до воплощения в жизнь. Мы полностью открыты для обращений и призываем предпринимателей включаться в работу – это в наших общих интересах».
Необходимо отметить, что в целях оперативного решения проблемных вопросов и консультирования субъектов предпринимательской деятельности Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае открыл «Горячую линию» по вопросам реализации новых требований законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Консультации осуществляются юристами Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, отраслевыми экспертами бизнес-омбудсмена в рамках Pro bono, а также представителями органов государственного контроля (надзора). Консультации можно получить по телефону: 8(3852)55-65-10 (по будням с 9:00 до 17.30, перерыв на обед с 13.00 до 14.00).
По материалам: официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей