Новый доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту России будет включать в себя больше острых тем, чем раньше
Об этом в ходе XV Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей заявил Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Одна из секций конференции была посвящена обсуждению предстоящего доклада Уполномоченного Президенту России.
В доклад традиционно включен так называемый «реестр проблем российского бизнеса». «В него вошли сотни проблем из разных отраслей, – пояснил Титов. – Многие перешли из прошлых докладов, поскольку, к сожалению, не все удалось решить. Мы так же подготовили несколько спецдокладов на особые, с нашей точки зрения, темы. На первом месте доклад по развитию малого бизнеса. Эта тема особенно актуальна после пандемии, потому что больше всего пострадал потребительский рынок, а там главный удар приняли, прежде всего, субъекты МСП. Второе – мы говорим об имущественных правах бизнеса, сейчас наблюдается серьезное обострение проблемы. Третий доклад – о контрафактном рынке алкоголя».
Борис Титов коснулся темы расширения полномочий федерального и региональных бизнес-омбудсменов. «Все уполномоченные должны получить свидетельский иммунитет. – считает он. – Мы не говорим о полном иммунитете, как у депутатов, но хотели бы все-таки быть застрахованы от того, что наше участие в процессе приведет к тому, что нас будут привлекать в качестве свидетелей по уголовным делам. То есть придется давать показания о том, как и что мы делали для защиты прав предпринимателя».
Кроме этого, бизнес-омбудсмены, по словам Титова, должны иметь право посещать предпринимателей не только в СИЗО, но и под домашним арестом.
Первый заместитель Генерального прокурора РФ Александр Буксман рассказал о деятельности совместной с Уполномоченным рабочей группы, на которой было рассмотрено 270 обращений от бизнесменов. Каждое восьмое обращение, по словам Буксмана, закончилось прекращением уголовного преследования.
«Мы используем ваши технологии, в частности технологию подсчета индекса административного давления, – продолжил Александр Буксман. – Очень надежный инструмент, он помогает нам определять субъекты РФ, где эта проблема наиболее остра. Мы проводили работу по соблюдению моратория на проведение проверок, оперативно скорректировали план проверок на прошлый год, из него было исключено 200 тысяч таких проверок. Осталось самое минимальное количество за всю историю – 173 тысяч».
«С 1 июля вступает в силу закон о госконтроле, – напомнил первый замгенпрокурора. – Он, конечно, не идеальный, он просто выстрадан. Но и оставаться в стадии обсуждений было вредно. Серьезная трансформация в связи с этим ждет единый реестр проверок.
Сократилось количество нарушений в ходе уголовного судопроизводства. В частности почти на 27% снизилось число отмененных прокурорами и руководителями органами предварительного расследования незаконных решений по итогам процессуальных проверок. При рассмотрении вопроса о заключении под стражу предпринимателей в обязательном порядке исследуется возможность избрание меры пресечения не связанной с лишением свободы. Следствием этого стало сокращение на 22% рассмотренных судами ходатайств об аресте предпринимателей».
«В 2020 году наметились серьезные улучшения, – отметил руководитель экспертно-аналитического центра при Уполномоченном Антон Свириденко. – Снизилось число проверок на всех уровнях со стороны контрольных ведомств, регионы на десятки пунктов улучшили свои позиции и поднялись в рейтинге. А вот восприятие контрольно-надзорной деятельности осталось плохим — у бизнеса накопилось огромное недоверие к контролирующим органам и этой сфере.
В текущем докладе заявлен 41 системный успех, и это немало. Но есть разделы, где системные проблемы не решаются из года в год — к примеру, подакцизные товары, вопросы кадастровой стоимости и сегмент малого и среднего бизнеса».
Общественный омбудсмен в сфере среднего и малого бизнеса Анастасия Татулова подчеркнула, что показатели оценки эффективности развития МСП, заявленные в соответствующем нацпроекте, «мастерски» поменяли на другие индикаторы.
«Для предпринимателя есть две базовых потребности — прибыль и безопасность, – напомнила Татулова. – А сегодня критерием для федеральных контролеров является сумма возмещения за причиненный ущерб. И пока эта проблема не будет решена, ничего не изменится. Без моратория на проверки, ограничения контроля ничего не изменится, поэтому в доклад мы готовим инициативы, которые требуют пролонгации.
Сегодня предприниматель вообще не верит государству, предприниматель хочет держаться от власти подальше, и его можно понять. Нужен инструментарий для преодоления этого барьера».
«С институтом Уполномоченного у нас сложилось прочное сотрудничество, – отметил президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин. – Но на протяжении многих лет мы боремся с ветряными мельницами. В свое время увеличение страховых взносов привело малый бизнес в «серую зону». А пандемия COVIDa продемонстрировала невозможное — социальные взносы, собранные с МСП, упали, но это не привело к обрушению бюджетов. Более того, количество занятых в секторе выросло, бизнес «обелился». Что это значит? Снизьте издержки и давление на бизнес, у предпринимателя повысится чувство безопасности, и он встанет на ноги».
«Доверие к институту Уполномоченного растет, и это выражается, как ни странно, в количестве обращений предпринимательского сообщества, – считает заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Александр Журавский. – Взаимодействие с Уполномоченным во время пандемии – это важный и интересный опыт, из которого сложился новый общественный договор между бизнесом, властью и обществом. Даже в сложной экономической ситуации предпринимательское сообщество очень ответственно относилось к своим социальным функциям, поддерживало волонтерское движение и уязвимые группы населения, стремилось не сокращать рабочие места. Это ответственная , взрослая позиция, которая свидетельствует о том, что период недоверия друг к другу – в значительной степени в прошлом. Сейчас на волне возросшего доверия пора вырабатывать институциональные решения».
26 Мая 2021
Одна из секций конференции была посвящена обсуждению предстоящего доклада Уполномоченного Президенту России.
В доклад традиционно включен так называемый «реестр проблем российского бизнеса». «В него вошли сотни проблем из разных отраслей, – пояснил Титов. – Многие перешли из прошлых докладов, поскольку, к сожалению, не все удалось решить. Мы так же подготовили несколько спецдокладов на особые, с нашей точки зрения, темы. На первом месте доклад по развитию малого бизнеса. Эта тема особенно актуальна после пандемии, потому что больше всего пострадал потребительский рынок, а там главный удар приняли, прежде всего, субъекты МСП. Второе – мы говорим об имущественных правах бизнеса, сейчас наблюдается серьезное обострение проблемы. Третий доклад – о контрафактном рынке алкоголя».
Борис Титов коснулся темы расширения полномочий федерального и региональных бизнес-омбудсменов. «Все уполномоченные должны получить свидетельский иммунитет. – считает он. – Мы не говорим о полном иммунитете, как у депутатов, но хотели бы все-таки быть застрахованы от того, что наше участие в процессе приведет к тому, что нас будут привлекать в качестве свидетелей по уголовным делам. То есть придется давать показания о том, как и что мы делали для защиты прав предпринимателя».
Кроме этого, бизнес-омбудсмены, по словам Титова, должны иметь право посещать предпринимателей не только в СИЗО, но и под домашним арестом.
Первый заместитель Генерального прокурора РФ Александр Буксман рассказал о деятельности совместной с Уполномоченным рабочей группы, на которой было рассмотрено 270 обращений от бизнесменов. Каждое восьмое обращение, по словам Буксмана, закончилось прекращением уголовного преследования.
«Мы используем ваши технологии, в частности технологию подсчета индекса административного давления, – продолжил Александр Буксман. – Очень надежный инструмент, он помогает нам определять субъекты РФ, где эта проблема наиболее остра. Мы проводили работу по соблюдению моратория на проведение проверок, оперативно скорректировали план проверок на прошлый год, из него было исключено 200 тысяч таких проверок. Осталось самое минимальное количество за всю историю – 173 тысяч».
«С 1 июля вступает в силу закон о госконтроле, – напомнил первый замгенпрокурора. – Он, конечно, не идеальный, он просто выстрадан. Но и оставаться в стадии обсуждений было вредно. Серьезная трансформация в связи с этим ждет единый реестр проверок.
Сократилось количество нарушений в ходе уголовного судопроизводства. В частности почти на 27% снизилось число отмененных прокурорами и руководителями органами предварительного расследования незаконных решений по итогам процессуальных проверок. При рассмотрении вопроса о заключении под стражу предпринимателей в обязательном порядке исследуется возможность избрание меры пресечения не связанной с лишением свободы. Следствием этого стало сокращение на 22% рассмотренных судами ходатайств об аресте предпринимателей».
«В 2020 году наметились серьезные улучшения, – отметил руководитель экспертно-аналитического центра при Уполномоченном Антон Свириденко. – Снизилось число проверок на всех уровнях со стороны контрольных ведомств, регионы на десятки пунктов улучшили свои позиции и поднялись в рейтинге. А вот восприятие контрольно-надзорной деятельности осталось плохим — у бизнеса накопилось огромное недоверие к контролирующим органам и этой сфере.
В текущем докладе заявлен 41 системный успех, и это немало. Но есть разделы, где системные проблемы не решаются из года в год — к примеру, подакцизные товары, вопросы кадастровой стоимости и сегмент малого и среднего бизнеса».
Общественный омбудсмен в сфере среднего и малого бизнеса Анастасия Татулова подчеркнула, что показатели оценки эффективности развития МСП, заявленные в соответствующем нацпроекте, «мастерски» поменяли на другие индикаторы.
«Для предпринимателя есть две базовых потребности — прибыль и безопасность, – напомнила Татулова. – А сегодня критерием для федеральных контролеров является сумма возмещения за причиненный ущерб. И пока эта проблема не будет решена, ничего не изменится. Без моратория на проверки, ограничения контроля ничего не изменится, поэтому в доклад мы готовим инициативы, которые требуют пролонгации.
Сегодня предприниматель вообще не верит государству, предприниматель хочет держаться от власти подальше, и его можно понять. Нужен инструментарий для преодоления этого барьера».
«С институтом Уполномоченного у нас сложилось прочное сотрудничество, – отметил президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин. – Но на протяжении многих лет мы боремся с ветряными мельницами. В свое время увеличение страховых взносов привело малый бизнес в «серую зону». А пандемия COVIDa продемонстрировала невозможное — социальные взносы, собранные с МСП, упали, но это не привело к обрушению бюджетов. Более того, количество занятых в секторе выросло, бизнес «обелился». Что это значит? Снизьте издержки и давление на бизнес, у предпринимателя повысится чувство безопасности, и он встанет на ноги».
«Доверие к институту Уполномоченного растет, и это выражается, как ни странно, в количестве обращений предпринимательского сообщества, – считает заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Александр Журавский. – Взаимодействие с Уполномоченным во время пандемии – это важный и интересный опыт, из которого сложился новый общественный договор между бизнесом, властью и обществом. Даже в сложной экономической ситуации предпринимательское сообщество очень ответственно относилось к своим социальным функциям, поддерживало волонтерское движение и уязвимые группы населения, стремилось не сокращать рабочие места. Это ответственная , взрослая позиция, которая свидетельствует о том, что период недоверия друг к другу – в значительной степени в прошлом. Сейчас на волне возросшего доверия пора вырабатывать институциональные решения».