«Российский экологический оператор» признал проблему завышения нормативов накопления ТКО
Генеральный директор публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (ППК «РЭО») Денис Буцаев признал, что существенная разница в нормативах накопления твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) и размерах тарифов на их вывоз в разных субъектах Российской Федерации действительно является проблемой. Об этом Буцаев сообщил в письме в адрес Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова.
«В десятках регионов наблюдается заметное, иногда в разы, отклонение нормативов от среднего уровня, – отмечал Титов в феврале, комментируя итоги мониторинга, проведенного аппаратом бизнес-омбудсмена. – С экономической точки зрения объяснить это сложно. Между тем нормативы вывоза мусора – это показатель, от которого зависит одна из значимых статей расходов предпринимателей. Особенно в тех случаях, когда они лишены возможности вести учет отходов по их фактическому количеству».
Критическое (отклоняющееся более чем на 25% от среднего по России значения) завышение нормативов было обнаружено в десятках субъектов РФ.
ППК «РЭО» готовит предложения по внесению изменений в законодательство, в соответствии с которыми нормативы накопления ТКО могут утверждаться не только посредством проведения замеров, но и посредством проведения сравнительного анализа с установлением предельных максимальных и минимальных значений, говорится в письме Дениса Буцаева. В результате, по оценкам ППК «РЭО», разница в нормативах накопления ТКО может быть существенно сокращена – с нескольких десятков раз до 1,5—2 раз.
По заказу «РЭО» эксперты Российской экономической школы провели исследование базы замеров в субъектах Российской Федерации, по результатам которого подготовлен отчет о разработке методологии определения нормативов образования ТКО.
В декабре 2020 года ППК «РЭО» и ФАС России начали готовить моделирование расчета тарифов в электронной модели федеральной схемы обращения с ТКО. По результатам планируется перейти к расчету тарифов на основе данных федеральной схемы и эталонных параметров.
«В целом в РЭО согласились с основными выводами нашего мониторинга, – констатирует руководитель экспертного центра при Уполномоченном при Президенте по защите прав предпринимателей Антон Свириденко. – Действительно, методики расчета не соблюдаются, однотипные нормативы в разных регионах могут различаться в разы. Интересно предложение установить в законе «рамку» для нормативов – с максимальным и минимальным уровнем. Это является альтернативой нашему предложению насчет единых нормативов по всей стране и может быть рассмотрено.
Ответ РЭО подтвердил и нашу обеспокоенность тарифами. Расчет на основе эталонных параметров – также важная идея, посмотрим, как она будет реализовываться. Однако с включением в тариф транспортного плеча надо быть осторожнее, так как в целом реформа не реализована, мощностей по переработке/сортировке мусора недостаточно. Может сложиться ситуация, когда для регионов, в которых нет полигонов, тариф кратно увеличится за счет транспортировки в другой регион. Это необоснованно для абонентов, и здесь можно было бы разработать механизм перераспределения транспортных затрат операторов через федерального регулятора».
18 Марта 2021
«В десятках регионов наблюдается заметное, иногда в разы, отклонение нормативов от среднего уровня, – отмечал Титов в феврале, комментируя итоги мониторинга, проведенного аппаратом бизнес-омбудсмена. – С экономической точки зрения объяснить это сложно. Между тем нормативы вывоза мусора – это показатель, от которого зависит одна из значимых статей расходов предпринимателей. Особенно в тех случаях, когда они лишены возможности вести учет отходов по их фактическому количеству».
Критическое (отклоняющееся более чем на 25% от среднего по России значения) завышение нормативов было обнаружено в десятках субъектов РФ.
ППК «РЭО» готовит предложения по внесению изменений в законодательство, в соответствии с которыми нормативы накопления ТКО могут утверждаться не только посредством проведения замеров, но и посредством проведения сравнительного анализа с установлением предельных максимальных и минимальных значений, говорится в письме Дениса Буцаева. В результате, по оценкам ППК «РЭО», разница в нормативах накопления ТКО может быть существенно сокращена – с нескольких десятков раз до 1,5—2 раз.
По заказу «РЭО» эксперты Российской экономической школы провели исследование базы замеров в субъектах Российской Федерации, по результатам которого подготовлен отчет о разработке методологии определения нормативов образования ТКО.
В декабре 2020 года ППК «РЭО» и ФАС России начали готовить моделирование расчета тарифов в электронной модели федеральной схемы обращения с ТКО. По результатам планируется перейти к расчету тарифов на основе данных федеральной схемы и эталонных параметров.
«В целом в РЭО согласились с основными выводами нашего мониторинга, – констатирует руководитель экспертного центра при Уполномоченном при Президенте по защите прав предпринимателей Антон Свириденко. – Действительно, методики расчета не соблюдаются, однотипные нормативы в разных регионах могут различаться в разы. Интересно предложение установить в законе «рамку» для нормативов – с максимальным и минимальным уровнем. Это является альтернативой нашему предложению насчет единых нормативов по всей стране и может быть рассмотрено.
Ответ РЭО подтвердил и нашу обеспокоенность тарифами. Расчет на основе эталонных параметров – также важная идея, посмотрим, как она будет реализовываться. Однако с включением в тариф транспортного плеча надо быть осторожнее, так как в целом реформа не реализована, мощностей по переработке/сортировке мусора недостаточно. Может сложиться ситуация, когда для регионов, в которых нет полигонов, тариф кратно увеличится за счет транспортировки в другой регион. Это необоснованно для абонентов, и здесь можно было бы разработать механизм перераспределения транспортных затрат операторов через федерального регулятора».