свернуть
Настроить размер шрифта
Обычный
Увеличенный
Большой
Огромный

Настройка фона сайта
Светлый фон
Черный фон

Борис Титов предложил на федеральном уровне установить для регионов единые нормативы вывоза мусора с предприятий

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов представил результаты мониторинга нормативов накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) и тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО в субъектах Российской Федерации. Исследование подготовлено при участии Института экономики роста им. Столыпина.


«В десятках регионов наблюдается заметное, иногда в разы, отклонение нормативов от среднего уровня, – отметил Титов. – С экономической точки зрения объяснить это сложно. Между тем нормативы вывоза мусора – это показатель, от которого зависит одна из значимых статей расходов предпринимателей. Особенно в тех случаях, когда они лишены возможности вести учет отходов по их фактическому количеству».

Методика исследования

Региональные нормативы накопления ТКО исследовались по семи категориям объектов: продовольственные магазины; супермаркеты; продовольственные рынки; авто- и шиномонтажные мастерские; кинотеатры; кафе, рестораны, бары, закусочные и столовые; парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты.

Их сравнивали со средним по России значением норматива в каждой из категорий. В зависимости от степени отклонения регионального норматива от среднего значения, ему присваивалась одна из следующих категорий:

Выше на 25% и более – критический

Выше от 15% до 25% – завышенный

Выше на 10% – умеренно высокий

Регионы, в которых значение норматива находится на среднем уровне или ниже него, отнесены к группе «в пределах нормы».

В мониторинге не учтены Москва и Санкт-Петербург, где до 2022 года действует мораторий на применение нормативов. Кроме того, в отдельных категориях не учтены регионы, где применяются «нетиповые» расчетные единицы норматива.

Результаты мониторинга нормативов

Продовольственные магазины (норматив – кг/мес.)

Критическое завышение в 25 регионах

В Оренбургской области норматив на 1 кв.м. общей площади в 5,85 раза превышает средний по стране, в Волгоградской – в 3,4 раза.

Продовольственные магазины (норматив – куб. м./мес.)

Критическое завышение в 39 регионах

В Республике Мордовия норматив на 1 кв.м. общей площади в 2,4 раза превышает средний по стране, в Воронежской области – в 2,3 раза.

Супермаркеты (норматив – кг/мес.)

Критическое завышение в 23 регионах

В Воронежской области норматив на 1 кв.м. общей площади в 3,5 раза превышает средний по стране, в Забайкальском крае – в 2,7 раза.

Супермаркеты (норматив – куб.м./мес.)

Критическое завышение в 20 регионах

В Забайкальском крае норматив на 1 кв.м. общей площади в 3,2 раза превышает средний по стране, в Воронежской области – в 3 раза.

Продовольственные рынки (норматив – кг/мес.)

Критическое завышение в 23 регионах

В Республике Северная Осетия норматив на 1 кв.м. общей площади в 4,2 раза превышает средний по стране, в Кабардино-Балкарской Республике – в 3,4 раза.

Продовольственные рынки (норматив – куб.м./мес.)

Критическое завышение в 24 регионах

В Забайкальском крае норматив на 1 кв.м. общей площади в 3,5 раза превышает средний по стране, в Воронежской области – в 2,9 раза.

Авто- и шиномонтажные мастерские (норматив – кг/мес.)

Критическое завышение в 18 регионах

В Республике Башкортостан норматив на 1 машиноместо в 4,4 раза превышает средний по стране, в Камчатском крае – в 4,1 раза.

Авто- и шиномонтажные мастерские (норматив – куб.м./мес.)

Критическое завышение в 18 регионах

В Томской области норматив на 1 машиноместо в 13,5 раза превышает средний по стране, в Волгоградской области – в 5,7 раза.

Кинотеатры (норматив – кг/мес.)

Критическое завышение в 19 регионах

В Амурской области норматив на 1 место в 3,1 раза превышает средний по стране, в Ростовской области – в 2,6 раза.

Кинотеатры (норматив – куб.м./мес.)

Критическое завышение в 19 регионах

В Томской области норматив на 1 место в 3,1 раза превышает средний по стране, в Амурской области – в 2,8 раза.

Кафе, рестораны, бары, закусочные и столовые (норматив – кг/мес.)

Критическое завышение в 20 регионах

В Республике Марий Эл норматив на 1 место в 3,1 раза превышает средний по стране, в Волгоградской области – в 2,5 раза.

Кафе, рестораны, бары, закусочные и столовые (норматив – куб.м./мес.)

Критическое завышение в 24 регионах

В Ханты-Мансийском автономном округе норматив на 1 место в 3,4 раза превышает средний по стране, в Чеченской Республике – в 2,7 раза.

Парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты (норматив – кг/мес.)

Критическое завышение в 16 регионах

В Камчатском крае норматив на 1 место в 5,7 раза превышает средний по стране, в Чеченской Республике – в 3,7 раза.

Парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты (норматив – куб.м./мес.)

Критическое завышение в 20 регионах

В Алтайском крае норматив на 1 место в 5,1 раза превышает средний по стране, в Чеченской Республике – в 4,8 раза.

«В отдельных регионах нормативы разработаны для минимального количества категорий объектов, – констатируется в результатах мониторинга. – Между тем укрупнение объектов накопления ТКО препятствует определению соответствующих действительности объемов мусора и ведет к завышению платы для предпринимателей за его вывоз».

Для решения проблемы Борис Титов предложил законодательно утвердить на федеральном уровне единые, обязательные для всех регионов нормативы накопления ТКО, предусмотрев в них максимально детальную дифференциацию по категориям объектов.

Результаты мониторинга тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО

В среднем по России с января 2020 г. по январь 2021 г. тарифы за куб. м. выросли на 15%, за тонну на 54%. Наиболее высокие тарифы установлены в Северо-Западном федеральном округе – 1318 руб/ куб.м., наиболее низкие – в Северо-Кавказском федеральном округе – 428 руб/ куб. м.

Наибольший прирост тарифов зафиксирован в Северо-Западном федеральном округе (+62%), Сибирском федеральном округе (+16%) и Северо-Кавказском федеральном округе (+10%)

Наиболее высокие тарифы (руб. / куб. м.)

Ненецкий АО – 7 643 руб.

Чукотский АО – 3 748 руб.

Красноярский край – 1 097 руб.

Камчатский край – 1 014 руб.

Мурманская обл. – 857 руб.

Республика Коми – 825 руб.

Республика Саха (Якутия) – 800 руб.

Ленинградская обл. – 793 руб.

Кировская обл. – 779 руб.

Ямало-Ненецкий АО – 773 руб.

Наиболее низкие тарифы (руб./ куб. м.)

Кабардино-Балкарская Республика – 252 руб.

Республика Северная Осетия-Алания – 299 руб.

Магаданская область – 362 руб.

Новгородская область – 364 руб.

г. Севастополь – 371 руб.

Республика Татарстан – 380,5 руб.

Республика Тыва – 380,5 руб.

Республика Мордовия – 385 руб.

Томская область – 386 руб.

Астраханская область – 403 руб.

Региональные операторы зачастую навязывают предпринимателям заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях учета отходов расчетным путем, то есть по завышенным нормативам, а не по «факту».

Для решения проблемы предложено законодательно предусмотреть обязанность региональных операторов предлагать к заключению договоры, предусматривающие все методы коммерческого учета ТКО, предусмотренные п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505.

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
17 Февраля 2021


656068, г. Барнаул, а/я 3994

Адрес электронной почты: upred-ak@mail.ru